07062014-1Накануне Дня эколога в городе прошли широкомасштабные акции.
Наш корреспондент побывал на одном из 13 стационарных  экологических постов на въездах в мегаполис, где принял участие в проверке   автотранспорта на уровень содержания в выхлопных газах СО.
 
Именно двигатели внутреннего сгорания, а не печки частного сектора и даже не трубы ТЭЦ дают городу и горожанам чаду в большем количестве. Примерно  70-80 процентов. От того-то первоочередные меры по наведению в этом сегменте загрязнения должного порядка принимались в жестких рамках ограничений. Одно из них -  недопущение передвижения по городским улицам автотранспортных средств, где содержание углекислого газа в выхлопах превышает установленные изготовителем нормы.
 
- А они таковы, - пояснил заместитель руководителя городской экологической инспекции Нурлан Дандыбаев, - для автомобилей выпуска до 1987 года не выше 3 процентов СО, с 1987 года по 1991 год – до 2 процентов СО. Последующие годы – не свыше 1,5 процента СО.
 
Именно на эти нормы настроены аппараты-газоанализаторы, что установлены на стационарных постах экологов и дорожной полиции.
 
…Первый же выхваченный опытным взглядом из общего потока транспорта на Кульжинском тракте и остановленный инспектором старшим лейтенантом полиции Сериком Уразбаевым автомобиль «Тойота» выпуска 1993 года  показал превышение СО в выхлопных газах.  Было видно, что из трубы исходит сизо-черный  дымок. Протокол составляется по зафиксированной прибором  пробе.
 
- На первый раз мы выписываем водителю штраф в 2 МРП, - комментирует ситуацию полицейский. – Его данные автоматически попадают в компьютер. В следующий раз при неустранении неполадок в двигателе штрафные санкции возрастут до пяти МРП, и так до постановки автомобиля на прикол и подачи иска в суд.
 
Но что может сделать этот хозяин, если его старенькая  «Тойота» пробежала почти полмиллиона километров? В Японии такие автомобили категорически не допускаются к эксплуатации. А у нас пока что можно. Но только пока.
 
Страна большими шагами догоняет наиболее развитые страны мира, а потому и условия жизнедеятельности, в том числе правила эксплуатации автомобилей, и не только, в скором времени будут соответствовать мировым стандартам.
 
- Посудите сами, - рассказывает Нурлан Дандыбаев. – Мы проанализировали ситуацию и получили прекрасный результат: если в пошлом году, когда только вводились стационарные посты, дымила каждая третья въезжающая в город машина, то в этом – штрафные санкции налагаются только на каждый двадцатый автомобиль. В основном это машины с номерными знаками Алматинской области и других казахстанских регионов.
 
Наша справка
 
За сутки  на каждом посту проверяются  до 500 автомобилей. На каждую «здоровую» машину уходит не менее двух минут, так что сидеть постовым не приходится, разве что во время составления протокола. Общее количество въезжающего транспорта составляет почти 209 тысяч единиц. Причем основная нагрузка приходится на первую половину дня - порядка 140-150 тысяч автомобилей. В 2013 году за нарушение норм токсичности и дымности привлечены к административной ответственности 40 254 водителя автотранспортных средств, из них – 4109 повторно; наложены штрафы на общую сумму свыше 160 млн. тенге, взыскано  свыше 64 млн. тенге.